Приватизация по-новому: очередные изменения, очередные риски
Павел Фролов, консультант аппарата Верховной Рады Украины
ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ, 23.06.2018
15 июня с.г. прошло сто дней с момента вступления в силу нового закона о приватизации государственного и коммунального имущества.
Необходимость ускорить приватизацию, несмотря на войну и низкую инвестиционную привлекательность украинских компаний, апологетами привати-зации объясняется просто: государственные предприятия крайне неэффективны, пронизаны коррупцией и используются в меркантильных интересах политиков.
Так кто же, как не правящая коалиция, повинен в постоянном воровстве и неэффективном управлении госсобственностью, если в других странах мира госсектор не только конкурентоспособный, но порой и эффективнее частного?
Но настоящей причиной остановки приватизации в Украине всегда было отсутствие политической воли из-за теневого распределения финансовых потоков госкомпаний и нежелания политико-олигархической команды конкурировать за объекты приватизации на
Официальный старт дали и большой приватизации: распоряжением правительства №358-р от 10 мая утвержден перечень из 23 таких объектов на 2018 г. Это вовсе не новые лоты, все эти объекты уже по несколько раз выставлялись или не один год готовились к продаже.
Практика применения покажет уровень качества нового приватизационного законодательства, хотя уже сейчас можно указать его общие нерешенные проблемные вопросы:
Первым кейсом большой приватизации наверняка станет ПАО «Центрэнерго» — вторая по мощности и единственная государственная энерготеплогенерирующая компания. Ее доля в энергосистеме Украины — 4–5%, а среди всей теплогенерации — 14–20%. В состав «Центрэнерго» входят три тепловые электростанции — Трипольская, Змиевская и Углегорская. Последняя ТЭС расположена в зоне вооруженного конфликта на Востоке Украины (непосредственно на линии соприкосновения в городе Светлодарске), что объективно снижает привлека-тельность компании для западного капитала. Негативно влияет на работу компании прекращение с февраля 2017 г. поставок угля отечественного производства и замена его импортными аналогами (в основном происхождением из США).
Кабинет министров определил советника по подготовке «Центрэнерго» к приватизации еще 21 февраля с.г. — это польский представитель компании Ernst&Young, и постановил провести оплату его услуг в объеме 3 млн долл. из госбюджета. Хотя для стимулирования лучшего финансового результата приватизации необходимо было установить вознаграждение советнику не в фиксированной сумме, а в процентах от суммы продажи. Это соответствовало бы и мировой практике, и государственным интересам по максимизации цены объекта.
В целом в перечне объектов большой приватизации почти половина — это предприятия топливно-энергетического комплекса. Кроме «Центрэнерго», на продажу выставлены пять облэнерго, четыре теплоэлектроцентрали, угольная компания.
В списке большой приватизации-2018 оказались и объекты, ежегодно несущие для государства золотые яйца. Так, ПАО «Турбоатом» обеспечивает около 10% потребностей мирового рынка в турбинах для атомных электростанций, что делает предприятие четвертым по размерам производителем турбин в мире, а его продукцию — известной в более чем 45 странах мира. Из 261 корпоративного предприятия с контрольным пакетом акций (долей), принадлежащих государству, больше всего дивидендов в госбюджет в 2017 г. — 400 млн грн (или 43% всех дивидендов) — перечислил именно «Турбоатом». Конкуренцию на приватизационных аукционах можно спрогнозировать и в случае выставления на продажу «Электротяжмаша» (производит электрооборудование для железнодорожного и городского транспорта, турбо- и гидрогенераторы, успешно модернизирует оборудование ГЭС и ГАЭС, в том числе за средства ЕБРР).
К сожалению, в Украине так и не создано полноценное правовое государство со справедливым судом, оптимальным государственным вмешательством в экономику, гарантированной защитой инвестиций и собственности. Любому не только западному, но и китайскому, индийскому, бразильскому предпринимателю очень тяжело понять отечественные полулегальные деловые отношения. Поэтому инвестиционные риски Украины остаются слишком высокими, а ожидания реальной конкуренции мировых лидеров за украинские приватизационные объекты — напрасными.
Рішення про умови продажу «Турбоатома» буде прийматися після завершення роботи радника з приватизації, – в.о. голови ФДМУ Трубаров
Українські Новини, 20.06.2018
Виконуючий обов’язки голови Фонду державного майна Віталій Трубаров заявляє, що рішення про умови продажу найбільшого виробника турбінного обладнання заводу «Турбоатом» (Харків) буде прийматися після завершення роботи радника з приватизації. «Ми хочемо почути професійну думку радника, а це буде компанія зі світовим іменем, і вже після цього приймати рішення про умови продажу «Турбоатома», – написав він на своїй сторінці в соціальній мережі Facebook.
Кабінет Міністрів виступає за збереження контрольного пакету акцій найбільшого виробника турбінного обладнання завод «Турбоатом» (Харків) у власності держави. На данний час: 75,22% акцій відкритого акціонерного товариства «Турбоатом» належать державі, компанією управляє Фонд державного майна. 12,8% акцій заводу належать КУА «Сварог Ессет Менеджмент» бізнесмена Костянтина Григоришина.
Інформація на цю тему – УНІАН, Бизнес.Цензор.Нет, Укрінформ, 22.06.2018 «Контрольний пакет акцій «Турбоатома» залишиться в держвласності – Гройсман».